?

Log in

No account? Create an account

satorifoto

Дарите людям красоту

Журнал Данила Коржонова


Previous Entry Share Next Entry
Норвегия, большое путешествие по Лофотенам. Часть 6: Лофотены
satorifoto
Слово Норвегия означает "путь на север". Вот и мы держим путь на север по Лофотенским островам. Сегодня – о самом сердце норвежского Севера, о Лофотенах.



Наш первый день:


1. Площадь архипелага составляет 1227 км², а его население — 24,5 тыс. человек. Основные занятия жителей — рыболовство и овцеводство. Норвегия вообще самая наименее заселенная страна в Европе. В среднем у неё на одного жителя приходится 12 квадратных километров территории. Население всей же Норвегии составляет примерно четверть населения Москвы. Представляете, сколько у них пространства для жизни и свободы?

фотография побольше


2. Лофотен (др.сканд. Lófót) – иногда путают, неправильно называя «лофонтены». Слово состоит из двух частей: ló 'рысь' и древнескандинавского fótr 'стопа'. Видимо, форма островов напоминала стопу рыси. На фотографии – прекрасный и неповторимый Хемнёй.


3. На Лофотенских островах уже около тысячи лет ведётся ловля трески, особенно в зимний период, когда треска мигрирует на юг от Баренцева моря и собирается на Лофотенских островах на нерест. Выловленная треска перенаправляется в Берген, крупный город на юго-западе Норвегии, и оттуда поступает в остальные страны Европы. Вот такие жерди, большие конструкции, и служат для высушивания трески. Летом, к сожалению, они в основном пустуют – и можно увидеть сушеную рыбу только в музее...

фотография побольше


4. У фьордов на вертикальных бревнах ставят сараи (называются «стаббюр») для сушки и хранения рыбы, для хранения рыболовецкого инвентаря и лодок, а также баню с открытым очагом («бадстюэ») и овин для сушки зерна. Традиционные постройки - с двухскатной крышей. Поверх дощатого настила ее покрывали раньше берестой и дерном. Сейчас, конечно, побеждают новые материалы, но раньше так делали почти все жители. И старые дома (а многие сохранились ещё с позапрошлого века) часто можно увидеть с целым лесом на крыше. Срубы обшивали снаружи и изнутри вертикально поставленными досками. Наличники, карнизы, а иногда и коньки крыш жилого дома (стуве) покрывали искусной резьбой.


5. Стуве, окрашенные в традиционные красный, зеленый или синий цвет, с белыми наличниками и торцами срубов, и сейчас выглядят очень живописно на фоне суровых Лофотенских пиков. А рыбацкие деревушки расположились вдоль берегов Лофотен, с характерными рыбачьими хижинами («рорбу»).


6. Лофотены — старейшие на Земле скальные образования, их возраст составляет приблизительно 3 миллиарда лет. Их теперешний облик сформировался 10 000 лет назад, когда закончился последний Ледниковый период.


7. Самые популярные острова, Эуствогей, Вествогей, Флакстад и Москенес, являются излюбленным местом отдыха писателей и художников, а также всех любителей активного отдыха на природе. Большинство норвежцев приезжают сюда из южных городов просто отдохнуть, порыбачить, поохотиться.


8. Мосты Норвегии удивительны: с широкими пролётами, массивные, но в то же время выглядящее очень легко – они лежат между фьордами, заводями. Это, конечно, не знаменитый Стортезандский мост, уходящий в небо, но тоже красив. В этом месте мне запомнился интересный случай, который произошёл с моим другом, Димкой на этой развилке. Мы немного проскочили вперёд, а он нас догонял – и уехал не туда (как раз в сторону этого моста: видимо, пейзаж ему понравился). И мне с горы осталось лишь наблюдать, как моя группа едет в одну сторону, а Димка – в другую. Ну ничего, Саша потом «втопил» – догнал Диму…

фотография побольше



9. На любой остановке есть зона для отдыха, смотровые площадки и башни для наблюдения за птицами, а также домики для отдыха велосипедистов и кафе. Некоторые места отдыха напоминают целые архитектурные памятники, хорошо вписываясь в ландшафт (прямые, резкие линии, дерево и бетон). А некоторые - попроще:


10. Лофотенские острова также носят название "Lofotveggen" или «Лофотенская стена». Архипелаг выглядит как закрытая стена, длиной около 100 километров и 800-1000 метров высотой.

фотография побольше



11. Мне кажется, что благодаря добыче рыбы для всей Норвегии и экспорту, которым занимались еще викинги с 15 века, страна сейчас самая богатая в мире (считая на человека). Традиционно вяленая лофотенская треска поставляется в Испанию, Португалию и в Италию, где ее можно в изобилии встретить в меню ресторанов. Может это потому что рыболовство требует большого терпения, труда и бережного отношения к природным богатствам? К слову о бережном отношении к природе: рыбу сейчас выращивают вот так, в вольерах. Хотя вокруг – открытое море с «неисчерпаемыми богатствами»…


12. В целом передвигаться по Лофотенским островам на велосипеде достаточно легко, однако в разгар сезона дороги были заполнены машинами, автофургонами и трейлерами. Все очень порядочные, но дороги – узкие и иногда за нами скапливалась пробка. Очень хороши белоснежные пляжи Лофотен. Ступаешь на песок – и кажется, будто под ногами – снег… Душа отдыхает, когда видишь лазурное море, пики гор, чувствуешь мягкий песок.


13. На Лофотенах вы найдете множество уютных коттеджей «рорбу». Изначально эти коттеджи служили просто для ночлега рыбаков. В рыбацких деревнях можно увидеть большие здания у пристани («sjøhus»), в которых когда-то рыбаки хранили свой улов. Можно поселиться в кемпинге, отеле или молодежном хостеле. Цены довольно умеренные (по норвежским меркам, разумеется ;) ). Так, снять рорбу будет стоить порядка 100 евро в сутки.


14. В течение велосипедного маршрута постоянно приходится набирать высоту. И в скучный серый день (а их была большая часть) это иногда заставляет погрузиться в свои мысли, как-то забыть об окружающих горах, фьордах и долинах… А в этом месте были замечательные черничные поля. И ещё интересно: везде в лесистых участках есть ограды и препятствия на дороге для овечек. Препятствия – трубы, проложенные так, что овечки будут проваливаться копытами сквозь них, что должно у них отбить охоту продолжать прогулку. А заборы, кажется, под напряжением (пробовать не хотелось).


15. Иногда погода совсем портится – и чувствуешь, что за тобой из темноты следит тролль…


16. На этом чудеса Лофотен не заканчиваются: по пути встречаются очень живописные озёра и реки. Как-то я увидел табличку на турстоянке с надписью «Во всех водоемах Норвегии можно пить воду».


17. Отельная тема для рассказа – это отлив на фьорде. Конечно, он весьма портит «фотогеничность» места: бурые водоросли, остатки частей кораблей, серый песок вместо глади воды. Но, как оказалось, через фьорд во время отлива можно проехать на велосипеде! Так и я – взял у Дениса велосипед с широкими покрышками – и поехал колесить по фьорду на закате (это часа 2 ночи, почти полярный день). Так и закончился наш первый день на Лофотенах.


18. А на следующий день маршрут был такой:


19. И опять непогодилось. Вот бывает: нависают серые тучи над островами – и не хотят уходить. Тут спасло, что меня немного подождали товарищи, и удалось просвет поймать. Видимо, это каркас старого корабля, заброшенного штормом на берег.


20. Лофотенские острова – одно из тех мест в Норвегии, где жизнь переплетена с природой, с морем. По мнению журнала National Geographic, Лофотенские острова занимают третье место по привлекательности среди всех островов земного шара.

фотография побольше



21. Если вы едете на машине, то можно проехать через Финляндию до Заполярья. Потом можно заглянуть и на самую северную точку Европы – мыс Норд Кап… А возвращаться лучше всего по берегу, через все фьорды Норвегии.


22. Зима на Лофотенах достаточно теплая, несмотря на то, что острова расположены за полярным кругом. Такие высокие зимние температуры характерны для островов благодаря теплому течению Гольф Стрим и его производным: северо-атлантическому течению и Норвежскому течению. На островах Рёст и Вэрёй зимой температура чаще всего выше нуля, что вообще не характерно для местностей, расположенных выше полярного круга. Летом там достаточно прохладно, но сухо. Средняя температура июля +15°С. Часто дует сильный ветер.


23. Над местностью в летнее время не заходит полуночное солнце. На Лофотенских островах данное явление можно наблюдать с 25 мая по 17 июля. Мы как раз в первые дни и попали в эти «чудесные» круглые сутки. Для фотографии это ужасно – ни закатов, ни рассветов, просто постоянная хмарь на небе.


24. А это загадка вам. Объявляю конкурс на угадывание предназначения этого сооружения. Ответ – в следующей части рассказа про Северные Острова Норвегии.

фотография побольше



25. На norse.ru нашёл интересный рассказ про Лофотены:
Капитан поведал нам, что все рыбаки очень суеверны, и уважают приметы:
- нельзя начинать путину в пятницу. Никогда.
- нельзя свистеть.
- никаких вафельных тортов.
- никогда не произносить слово "лошадь".
- палтус нельзя называть палтусом.
- когда черная птица садится на мачту, надо отрезать все сети и плыть назад. Здесь Харальд заметил: "Я этого не делал, но мой отец делал".
- для успешной рыбалки надо обязательно провести ночь с красивой девушкой. Тут капитан вздохнул: "Это раньше так было…".
(http://norse.ru/geography/norway/lofoten.html)



26. Одна из церквей в пригороде Свёльваера, на берегу фьорда.

фотография побольше


27. Рядом с церковью лежал «Тролльштайн» - камень троллей. Рассказать про Норвегию и не упомянуть троллей – непростительно.
Легенды о троллях зародились в Скандинавии. Согласно легендам они пугали местных жителей своими размерами и колдовством. По другим поверьям тролли жили в замках и подземных дворцах. В мифологии тролли бывают не только огромными гигантами, похожими на огров, но и маленькими, похожими на гномов существами, обыкновенно живущими в пещерах (таких троллей обычно называли лесными). Детали образа троллей в фольклоре сильно зависят от страны. Иногда они описываются разнообразно даже в одной и той же легенде. Чаще всего тролли — уродливые существа, от трёх до восьми метров ростом (иногда могут менять свой размер), почти всегда атрибутом внешности тролля на изображениях является очень большой нос. Имеют природу камня (рождаются из скалы), обращаются в камень на солнце. Питаются мясом. Часто пожирают людей. Живут по одному в пещерах, лесах или под мостами. Тролли под мостами несколько отличаются от обычных. В частности, могут появляться на солнце, не едят людей, уважают деньги, падки на человеческих женщин (видят в них не еду). Есть легенды о детях троллей и человеческих женщин. (вики)
С христианизацией Норвегии у троллей появился новый враг — Улав Святой. Улав обладал особым даром: он мог управлять горами и скалами, умел обращать троллей в камень. Впоследствии великаны пытались бороться и с церквями.



28. Существуют рассказы о том, что тролли иногда появляются среди людей в человеческом обличье. Обычно человек не сразу может догадаться, с кем имеет дело. Однако рекомендуется, что, если он заподозрит неладное, ни в коем случае не должен жать незнакомцу руку. Они также могут принимать облик собаки, чёрного козла или дружелюбного человека с хвостом. Главное — знать, как обращаться с ними. Во-первых, храните тайну своего имени. Не принимайте от тролля угощенья и бегите прочь так, чтобы ваши следы образовали крест с борозами плуга на пашне. Если вы повстречались в ущелье, пригласите тролля проследовать за вами к свету: он окаменеет с появлением яркого солнца.
Когда едешь по дорогам Норвегии, сгущаются тучи над горами и наступает темнота – всерьёз начинаешь задумываться о троллях…



29. Тролли часто похищали людей. Однако фольклорная традиция предоставляла несколько способов защититься от троллей или противостоять им. Прежде всего, это, конечно же, христианский крест, звук церковных колоколов и всё остальное, что связано с христианской религией. Если нужно было освободить тролльского пленника из гор, то надо было звонить в колокола. Если же церковь была так далеко, что до гор не доносился колокольный звон, то колокол приносили в горы и звонили там. Саша мне потом в Москве подарил даже замечательную книжку про Троллей, в которой очень наглядно описаны способы борьбы с ними. Фотография – как раз о спускающихся сумерках на фьорд:

фотография побольше



30. И ещё одна фотография уходящего света:


31. На северных землях почти ничего не выращивается. Норвежцы просто скашивают траву с полей – и продают её на корм скоту. Зерновых полей мы ни разу не видели…


32. За один день на Лофотенах можно проскочить огромное количество живописных мест. В каждом из них хочется остаться как минимум на всю неделю. Максимум – на всю жизнь.

фотография побольше



33. Иногда совершенно не ясно, где заканчивается озеро, а начинается фьорд. Пока не попробуешь воду на вкус или не посмотришь на берега – не узнаешь. Иногда реки смешиваются с водой из фьорда.


34. Наш второй день подошёл к концу. Троллей вроде нет рядом, поэтому ложимся спать. Хотя желание сфотографировать тролля всё ещё живо. И наш следующий день начался:


35. Этот день пока побил все рекорды по ненастной и скучной погоде. Снова отлив на фьорде, гигантская пустыня.


36. Весной на побережья Норвегии, по пути на север, к полярным гнездовьям, слетаются миллионы птиц. В таких местах, как Йерен, что к югу от Ставангера, вы сможете понаблюдать за гагарами, поганками, цаплями и другими дикими птицами. В скучный серый день я решил устроить фотоохоту на таких вот птичек. Что это за птица – я не знаю.


37. К слову сказать, эта фотоохота была для меня первой, только до поездки я купил никкор 70-300.


38. В июле-начале августа берега Лофотен зарастают травой и Иван-чаем. В дождливый день они хорошо добавляют цвета в пейзаж.

фотография побольше



39. Норвежские тоннели очень знамениты. Сколько же это надо труда, чтобы построить такое количество тоннелей для удобства своих граждан? Кажется, если какой-нибудь бабушке из рыболовной деревни захочется ходить за ягодами не через перевал – правительство специально для неё построит тоннель.
По протяженности тоннелей Норвегия бьёт все рекорды. Cамым длинным автодорожным тоннелем в мире считается норвежский горный тоннель Laerdal (24,5 км.), являющийся частью скоростной дороги, соединяющей столицу Норвегии Осло и западный порт страны Берген.
Честно говоря, ощущения те ещё, когда въезжаешь в подводный тоннель: едешь минут 15 вниз, не нажимая педальки с одной лишь мыслью – сколько же потом крутить наверх! А внизу здорово: мокрые стены, капли капают с потолка. Шумят камни о стенки тоннеля… Некоторые – не вентелируются (даже по 3-5 км!). И явно чувствуешь нехватку кислорода.



40. Да и в серый денёк можно снять что-то необычное. Например, вот такую большую панораму обычного озера.


41. День заканчивается. Не богат на «улов», а просто приятен. Снова паром, фьорды, маяки, горы… На ночь встаём прямо около берега, чуть-чуть поднявшись от паромной станции. С видом на фьорд.


42. На этот день мы планировали восхождение на Мойсален, большую гору над фьордами.


43. Но не вышло: над горами – тучи. Покрапывает дождик. Нам бы точно ничего не было видно на высоте больше километра. Жаль. Но есть повод вернуться.

фотография побольше



44. Норвегии идёт такая погода. Солнце и скалы – было бы слишком обманчиво.


45. Во многих уголках Лофотен – никого. В пасмурный день жизнь словно замирает. Тишина и покой.

фотография побольше



46. Выезжаем на грунтовку к Зигельфьорду. Около дороги – болота и дома на болотах ;)


47. Вот и наша грунтовка. По асфальту ехать надоедает. Хотя дороги в Норвегии очень хорошие. Удивляет, как им удаётся поддерживать в таком хорошем состоянии дорожное покрытие. Ведь дожди всё размывают, а горная порода движется.


48. Под вечер пошёл сильный дождь. Мы все промокли до последней нитки. Но духом мы сломлены не были. Награда – прекрасный закат. Минут 30 удивительного света над фьордом.


49. Капает дождик, солнце ярко освещает лучами тяжёлые свинцовые тучи.

фотография побольше



49(2). И ещё один кадр:


50. Оттенки зелёного сменяются каждую минуту.


51. А это река, втекающая во фьорд, снято в другую сторону от фьорда. Тучи садятся на горы…

фотография побольше



52. Лучи заходящего солнца… На этом чудеса не закончились. Мы хотели было посушиться в «хютте», это домик в горах специально для туристов и охотников. Но, к сожалению, хютта была занята в этот день. И мы уже было собрались расстроиться, как к нам подошёл местный охотник и пригласил пожить в своём домике. Он долго перед нами извинялся, говорил: мол, ребята, у меня нет туалета и домик совсем маленький. Но мы были поражены, насколько там всё аккуратно сделано. Дерево, впервые за неделю мягкие кровати, тёплые батареи. Вот это был подарок для нас. Но и мы в долгу не остались. Приготовили ему утром оладьи с черничным вареньем, только что сделанным. Правда, нам же он их и скормил. А ещё познакомились утром с его маленькими любопытными спаниэлями.

фотография побольше



53. Вот наш следующий день. Маршрут мы решили немного порезать: не успевали. Решили взять вечером скоростной паром из Харштадта прямо в Финнеснес, на Сеню.

54. Утром спустились к фьорду и сели на паром. Паром шёл всего-то 10 минут, но «роскошь» тут была традиционная (вспоминая Севастопольский паром с деревянными скамейками). Любой паром обычно украшен картинами местных художников. Обязательно есть кафе с также традиционно высокими ценами.


55. Этот день теперь точно побил все рекорды по «серости». Вот такие умиротворяющие пейзажи сменяли один другой.


56. Почти засыпаешь на ходу от такой идиллии…


57. Днём мы уже приехали в Харштадт, погуляли по городу, и вечером уже сели на паром, унесший нас как ветер в Финнеснес. Сам паром ходит до точки нашего назначения – до Тромсо. Но у нас же впереди ещё Сеня и Линген-альпы! Паром не грузовой, едет очень быстро – рассекая гладь воды. Удивительно смотреть из окна, как быстро он режет волны и набирает скорость, словно самолёт на взлётно-посадочной полосе.

Вечер – и мы уже на «Сене»… Об этом острове – отдельный рассказ в следующей части.


  • 1
очень красиво, восхищает. спасибо.

  • 1